Надзорные органы по ПОД/ФТ

Печать

Федеральные органы, осуществляющие надзор и контроль за субъектами исполнения Федерального закона 115-ФЗ

Надзор (контроль) за организациями, совершающими операции с денежными средствами и другим имуществом в сфере ПОД/ФТ, осуществляют следующие органы:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – за:

  • кредитными организациями;
  • профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, реестродержатели);
  • организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, реестродержатели, брокерские компании);
  • страховыми организациями;
  • кредитными потребительскими кооперативами (сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами);
  • микрофинансовыми организациями;
  • страховыми брокерами;
  • обществами взаимного страхования;
  • негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • биржами;
  • ломбардами. 

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – за:

  • организациями федеральной почтовой связи;
  • операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России) – за:

  • организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – за организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы:

  • лизинговыми компаниями;
  • организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторами по приему платежей;
  • коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

 

Надзорная деятельность в области ПОД/ФТ осуществляется Росфинмониторингом и надзорными органами и реализуется в процессе проведения проверок.

Предметом проверок является соблюдение организациями требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Проверке подлежит любой период деятельности организации, начиная с 1 февраля 2002 года - даты вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В случае если действие указанного закона было распространено на организацию позднее, то проверке подлежит любой период деятельности организации с момента вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон № 115-ФЗ, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений, установленных данным федеральным законом.

Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

  • наличие в организации утвержденных правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля, а также соответствие правил внутреннего контроля требованиям федерального закона и иных нормативных правовых актов;
  • наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, и документов о его назначении;
  • соответствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, квалификационным требованиям, установленным законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований федерального закона и иных нормативных правовых актов к идентификации клиентов организации, их представителей и выгодоприобретателей;
  • соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в процессе осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение порядка документального фиксирования и направления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом.

По фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.