Нарушения требований 115-ФЗ, выявленные надзорным органом в лизинговых компаниях (из материалов арбитражных дел)

Печать

Наименование проверенной  организации

1.   ООО «Бизнес Перспектива»

(191167, г. Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 39 литер А

ОГРН:1117847135262, ИНН: 7842450765)

Нарушения, выявленные в результате проверки

Как следует из материалов дела, должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СЗФО на основании приказа от 08.04.2014 проведена выездная проверка соблюдения Обществом за период с 13.04.2011 по 31.03.2014 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, результаты которой отражены в акте проверки от 16.04.2014 № 25.

Материалами дела подтверждается, что в Обществе в проверяемом Управлением периоде не была организована система внутреннего контроля, никакие обязанности, установленные Законом, не были исполнены, то есть внутренний контроль не осуществлялся, что и повлекло соответствующие последствия в форме непредставления в установленные законом сроки в уполномоченный орган соответствующих сведений.

В ходе проведения проверки Управлением установлено, что в проверяемом периоде Общество совершило две сделки, подлежащие на основании статьи 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю, а именно – заключило два договора финансовой аренды (лизинга) в качестве лизингодателя, по которым имущество передано в лизинг иным юридическим лицам на основании актов приема-передачи (по договору от 26.09.2013 № Л/2013-2/2609 такой акт подписан 30.09.2013, имущество передано на сумму 16 125 541 рублей; по договору от 10.07.2013 № Л/2013-1/1007 акт приема-передачи подписан 31.08.2013, имущество передано на сумму 4 208 860 рублей).

Таким образом, Общество является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.27 КоАП РФ. Совершение Обществом операций, подлежащих обязательному контролю, подтверждается материалами дела.

Кроме того, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.12.2013 дополнительным видом экономической деятельности, которым занимается Общество, зарегистрирован с кодом по ОКВЭД 65.21 финансовый лизинг.

Тем временем, вопреки изложенным нормам законодательства Общество не состояло на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу в проверяемый период.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Отсутствие в Обществе на момент проверки правил внутреннего контроля, лица, ответственного за соблюдение таких правил, а также отсутствие постановки на учет в Росфинмониторинге и прохождения должностными лицами организации обязательного обучения в форме целевого инструктажа, свидетельствует о том, что Обществом не были приняты никакие меры, направленные на выявление соответствующих операций и их изучение, что находится в прямой причинно-следственной связи с не направлением информации в уполномоченный орган. В данном случае, непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и само по себе не вменяется Обществу в качестве самостоятельного правонарушения.

Обществом не были приняты никакие меры, направленные на организацию и осуществление внутреннего контроля, а также на выявление указанных в Законе № 115-ФЗ операций и их изучение. Продолжительный период просрочки по направлению установленной указанным Законом информации в уполномоченный орган, в том числе ненаправление такой информации и после получения акта проверки № 25 от 16.04.2014, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей, установленных законом, а также о лишении уполномоченного органа возможности своевременного проведения анализа указанных операций на предмет соответствия их требованиям законодательства и оперативного реагирования в случае выявления нарушений.

Решение проверяющего органа

По факту неисполнения Обществом законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, 16.04.2014 Управлением в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 22.04.2014 о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Решение арбитражного суда

Санкцией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 25.02.2014 №4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к следующему: административный штраф – мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности - минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей и более.

Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения.

Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении.

По мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, учитывая характер допущенных нарушений и их устранение, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом постановления № 4-П, суд считает, что имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания до 50000 рублей.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд решил:

Изменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 22.04.2014 о назначении административного наказания № 04-07/44-1/2 в части назначения административного наказания, назначив обществу с ограниченной ответственность «Бизнес Перспектива» (место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 39, лит. А, ИНН 7842450765, ОГРН 1117847135262, дата регистрации: 13.04.2011) наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Номер арбитражного дела  А56-27822/2014

 

Наименование проверенной  организации

2.   ООО «Недар»

(400074, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 30 А,

ОГРН:1053460078462, ИНН:3445076698)

Нарушения, выявленные в результате проверки

В соответствии с Приказом МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу,  административным органом с 07.04.2014 по 25.06.2014 проведена камеральная проверка в отношении ООО «Недар» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ, иными нормативными правовыми актами в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проведенной МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу проверки ООО «Недар» установлено, что основным видом деятельности общества является финансовый лизинг, что подтверждается учредительными и регистрационными документами, выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами проверки.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании вышеизложенного, на общество распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований ООО «Недар» не состоит на учете в МРУ
Росфинмониторинга по ЮФО, им не организован и не осуществляется внутренний контроль.
По результатам проверки составлен акт 25.06.2014 № 29 Н.
Из пояснений руководителя общества от 16.05.2014 следует, что в проверяемый период операций, подпадающих под действие Федерального закона № 115-ФЗ, у общества не было.
В отношении общества 25.06.2014 административным органом составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

Руководителем ООО «Недар» перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, не разработан.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, обучение надлежит проводить в следующих формах вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях); повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

В нарушение вышеуказанных требований, обучение в форме целевого инструктажа генеральным директором общества не пройдено, дополнительные инструктажи сотрудников не проводятся, что свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля.

В нарушение требований законодательства правила внутреннего контроля обществом не разработаны, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля не назначено, что свидетельствует о нарушении законодательства в части организации внутреннего контроля.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» установлено, что, постановка на учет в территориальном органе организаций осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Из анализа правового смысла указанных норм следует, что организация должна принять меры по созданию целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля до заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Пунктом 3.2 Устава ООО «Недар», а также регистрацией в ЕГРЮЛ основного вида деятельности общества «финансовый лизинг», свидетельствует о намерении заключать соответствующие договоры, а значит, в обществе с 07.11.2005 (даты регистрации ООО «Недар») до 05.07.2014 уже должна была функционировать в полном объеме целостная система внутреннего контроля.

Проведенной проверкой соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что в обществе не организован и не осуществлялся внутренний контроль, что нашло свое отражение в акте от 25.06.2014 № 29 Н.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. (Примечание ООО "Финам-Консалтинг"  – абзац изложен в редакции Федерального закона № 115-ФЗ, действовавшей до 30.06.2013)

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

С 01.02.2013 доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню, осуществляется с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу: https://portal.fedsfm.ru/.

Проверкой установлено, что в связи с тем, что обществом не предпринято мер по постановке на учет, личный кабинет на портале не зарегистрирован, ООО «Недар» не обращалось к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, следовательно, клиенты ООО «Недар» не проверялись на предмет причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Названные нарушения законодательства свидетельствуют о нарушении в части осуществления внутреннего контроля.

Решение проверяющего органа

ООО «Недар» нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Административным органом в отношении ООО «Недар» назначено наказание, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Решение арбитражного суда

Суд, приняв во внимание характер совершенного административного правонарушения, отрицание обществом своей вины, непредставление им ни административному органу, ни суду сведений об устранении выявленных нарушений либо о принятии им соответствующих мер к их устранению, что свидетельствует о продолжении пренебрежительного отношения ООО «Недар» к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, суд пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае отсутствуют основания для назначения административного наказания в виде предупреждения и минимального размера штрафа, предусмотренных санкцией части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом указанных обстоятельств, назначенное административным органом наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей не является избыточным.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление Управления Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу о привлечении ООО «Недар» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и не подлежит отмене.

Номер арбитражного дела   А53-19418/2014